Российский хореограф и танцовщик Владимир Варнава за свою карьеру не единожды выдвигался на премию «Золотая маска». Неординарный режиссер до сих пор регулярно радует поклонников новыми балетами, которые вызывают восторг у одних и недоумение у других. Тем не менее хореография артиста остается востребованной не только в России, но и за океаном.
Детство
Владимир Варнава родился 1 июня 1988 года в Кургане. Оба его родителя – театральные художники.
Родители Варнава привили сыну любовь к искусству. Это и повлияло на жизненный путь мальчика, а еще — творчество Майкла Джексона. В пятилетнем возрасте Вова увлекся хореографией, еще играл на скрипке и посещал художественную школу.
В четырнадцать лет переехал на Север, в Ханты-Мансийск. Именно там молодой человек начал учиться на хореографа в Центре искусств для одаренных детей Севера.
Там же в 2007 году окончил местный филиал Московского государственного университета культуры и искусства.
Творческий путь
После окончания университета Варнава до 2012 года работал в Музыкальном театре Республики Карелия, где репертуар артиста пополнился как классическими, так и современными постановками.
В 2009 году за исполнение партии Меркуцио в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Варнаве присудили «Золотую маску», а за образы Фрица и Буффона в «Щелкунчике» он удостоился еще одной театральной награды — «Арлекин».
Спустя два года Владимир дебютировал как хореограф, поставив в Музыкальном театре собственный балет под названием «Пульчинелла». Позднее в интервью Варнава признался, что на премьере плакал от осознания собственной бездарности. Одновременно с ним в театре ставил «Весну священную» Игоря Стравинского шведский хореограф Мартин Форсберг, у которого Владимир был занят как танцовщик. Видя, как легко и живо у того все получается, Варнава осознал у себя недостаток опыта и знаний.
Нужно понимать, что Владимир Варнава – не академический танцовщик, несмотря на большое количество вполне «классических» спектаклей в его послужном списке. Его танцы – настоящее искусство, построенное на стыке жанров, с вкраплениями различных направлений и стилей.
Переезд в Питер
Переехав в Питер начинает путь независимого хореографа и сотрудничество с ведущими театрами в России и за рубежом. На вопрос, в каком стиле он работает, Владимир затрудняется ответить: его хореография строится на принципах современного танца с большим количеством вкраплений импульсов, падений, что сложно однозначно отнести к какой-либо школе.
А еще в его работах большое значение уделяется музыкальной составляющей. Поэтому среди его постановок есть, например, «Начало» на музыку Эрика Сати – эксцентричного композитора и родоначальника новых музыкальных стилей, «Мечтатели», в основе которых музыка Daft Punk, а также «Плюс. Минус. Ноль» на музыку Арво Пярта.
«Бывает, балет принимают, а бывает — нет, но это не так важно: главное ответить себе на вопрос, открыл ли ты что-то новое для себя», – сказал хореограф в одном из интервью.
В 2012 году поставил миниатюру «Начало» для первого танцора Мариинского театра Игоря Колбы, после чего Владимир встряхнул публику нашумевшей постановкой «Пассажир». Балет вызвал бурю отзывов («треш высшей пробы» — так прозвали его журналисты) и получил три номинации на «Золотую маску».
В следующем году на сцене Мариинки Владимир поставил хореографию балета «Окно в середину зимы» на музыку группы Sigur Rоs, а также композиторов Гэвина Брайерса, Мередит Монк и Дэвида Лэнга.
«Мой любимый хореограф Михаил Фокин “дал” мне совет. Услышал музыку — ставь, появилась идея — ставь, возникла абстрактная идея — ставь, заинтересовал сюжет, литература — ставь», — поделился секретом Варнава.
В дальнейшем хореограф создавал балеты не только для сцены Мариинского театра, но также сотрудничал с Александринским театром, Театром наций и т. д. На главные партии постановщик приглашал, как правило, Светлану Захарову, Диану Вишнёву и Наталью Осипову.
В 2016–2017 годах Варнава выступал с балетами «Глина», «Моцарт и Сальери» в США, входил в жюри проходившего в Риме этапе фестиваля Norcia Danza, был задействован в театре АХЕ, а также стал частью балета «Поцелуй феи», премьера которого прошла в Монте-Карло.
Личная жизнь
О личной жизни хореограф говорит неохотно и уклончиво. В «Инстаграме» танцовщик делится с многотысячной армией поклонников фото и видео, не особо скрывая нюансы работы и отдыха, даже публикует свои детские снимки, однако ничто не намекает о наличии у режиссера жены и романтических отношений.
Сам Варнава однажды поделился, что не смог бы связать свою жизнь с девушкой нетворческой профессии, ведь отношения для артиста — это своего рода тоже танцевальный дуэт.
«Я верю, что каждый человек — танцовщик. Танец — моя религия, мой бог. В этих координатах я живу», — откровенничал хореограф.
Во время карантина Владимир давал в Instagram бесплатные авторские уроки «Утренний Варнава».
Владимир Варнава сегодня
Осенью 2021 года на ТНТ стартовал танцевальный проект «Новые танцы», в состав жюри которого вошел Владимир Варнава. В шоу участвуют танцовщики разных стилей, но каждый из них уже профи в своем направлении.
Участвует в создании 8-серийного фильма «Балет» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли, где отвечает за хореографию персонажей. В психологической драме Евгения Сангаджиева повествуется о балетном закулисье, полном интриг и трагических жертв во имя искусства.
Среди планов на будущее у Варнавы – создать собственную театральную компанию, где он сможет преподавать современный танец по своей методике, а также организовать свой фестиваль.