Людмила Семеняка называет себя «омосквиченной ленинградкой». Она, как и многие её знаменитые коллеги — Галина Уланова, Нина Тимофеева, Юрий Григорович — переехала в Златоглавую из северной столицы. Почти 30 лет балерина танцевала на главной сцене страны, здесь же, в стенах Большого театра, протекала и её личная жизнь.
Детство
В далеком 1952 году 16 января в семье гравера издательства «Правда» и аппаратчицы химической лаборатории родилась девочка. Новорожденную решили назвать Людмилой. Папа девчушки, Иван Яковлевич, несмотря на изнурительную работу на предприятии, все же находил время отводить дочурку в хореографический кружок при Дворце пионеров имени Жданова. Мама, Мария Митрофановна, развивала у маленькой Люси любовь к литературе и искусству. Девочка с жадностью впитывала новую информацию.
Но сердце ее было отдано танцу. Талант к хореографии Люся начала проявлять с малых лет. Она постоянно, не уставая, ритмически двигалась под музыку, повторяя танцы взрослых. Иногда в привычный ряд шагов девочка вводила новые, придуманные ею па. Родителям, наблюдавшим за фантазиями дочери, приняли решение записать ее в хореографический кружок.
Первые шаги в балете
Во время учёбы родители пристально следили за состоянием ребёнка. Интуитивно они понимали, что, если не поддержать дочь, она может быстро «перегореть» и забросить обожаемый балет. Иван Яковлевич и Мария Митрофановна общались с педагогами Люды, те подсказывали, как правильно выстраивать режим начинающей танцовщицы, развивать её способности.
До 6 класса девочка посещала школу без прогулов. Юная артистка отправлялась на урок даже с температурой. А по воскресеньям папа и дочь непременно проходили по 16 км на лыжах, чтобы у будущей звезды Большого театра вырабатывалось такое важное качество, как выносливость.
Семеняке повезло не только с родителями. Во время её учёбы в Вагановке работал блестящий педагогический состав. Кроме физического развития преподаватели давали своим воспитанницам огромный объём знаний. Когда балерина окончила школу и приехала на гастроли в Париж, свои первые интервью она легко давала на французском языке, поскольку превосходно им владела. Иностранцы не могли поверить, что подобный уровень образования можно получить в хореографическом училище.
В 12 лет Люда дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Кирова (сегодня Мариинский театр — прим. ред). Это была сольная партия маленькой Мари в «Щелкунчике». Однако настоящий успех настиг девочку значительно позже.
В 17 лет Семеняка попробовала свои силы в Первом Международном конкурсе артистов балета. Тогда ей удалось получить третью премию, обойдя более опытных и взрослых конкуренток. Конечно, подобная маленькая победа играла для Семеняки большую роль, но самое главное заключалось в том, что благодаря конкурсу на неё обратил внимание сам Юрий Григорович.
Хореограф хотел видеть юное дарование на сцене Большого театра. Однако танцовщица не могла согласиться на столь заманчивое предложение. После окончания училища ей предстояло два года проработать по распределению, поэтому артистка попала на сцену Театра оперы и балета им. Кирова.
Карьера в Большом театре
В 1972 году в жизни Людмилы случилось ещё одно важное событие: Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета в Москве. Несмотря на то что девушка удостоилась лишь серебряной награды, разделив второе место с Валентиной Ганибаловой, а настоящей сенсацией тогда стало выступление пятнадцатилетней Нади Павловой, Григорович вновь озвучил Семеняке своё предложение поработать в столице. И на этот раз балерина с огромной радостью приняла его, став частью легендарной труппы Большого театра.
Впоследствии, являясь примой театра, Людмила Ивановна Семеняка исполняла главные партии в балетных постановках. Одиллия и Одетта в «Лебедином озере», Жизель в одноименном балете А. Адана, Никия в «Баядерке», Анастасия в «Иване Грозном», Фригия в «Спартаке»… Все роли в исполнении Людмилы Семеняки отличались оригинальным подходом, сочетаемым с классическими традициями русского балета.
Замужество
Любимым преподавателем Семеняки по ленинградскому училищу оставалась Нина Викторовна Беликова. Кроме того, что она научила свою подопечную азам хореографии, бывшая балерина сыграла в судьбе Людмилы судьбоносную роль. В столице проживала известная в прошлом танцовщица Елена Георгиевна Чикваидзе, давняя подруга Нины Викторовны. Сыном знаменитой балерины был солист Большого театра Михаил Леонидович Лавровский.
Елена Георгиевна почему-то решила, что девушка станет прекрасной партией для её сына, хотя между ними была внушительная разница в возрасте: 9 лет. Она часто звала Люду в гости, сначала та отказывалась, но однажды всё же согласилась.
До свадьбы Лавровский и Семеняка встречались всего 2-3 раза. Но уже на первом «свидании» Людмила поняла: перед ней очень интересный мужчина. Мысль о замужестве с таким человеком казалась ей большим везением. Предложение Михаил сделал за кулисами, придя на выступление будущей жены. Свадьба была скромной, и буквально на следующий день после регистрации молодожёны вновь стояли у станка в репетиционном зале.
Людмила быстро забеременела, но на семейном совете было решено, что невестка должна продолжать карьеру, да и Михаилу ребёнок пока не нужен. Пришлось делать аборт.
Конечно, говорить о невероятной любви, которая внезапно вспыхнула между артистами, не приходилось. Сначала их брак строился на взаимном уважении, и лишь со временем Людмила действительно сильно привязалась к супругу. Однако он не смог ответить ей взаимностью. Более того, увлёкся другой женщиной: подругой и по совместительству коллегой жены.
Когда балерина узнала об этом, тут же решила подать на развод. Без истерик, тихо и с достоинством, после 4 лет совместной жизни, она собрала чемодан и уехала. Но если из дома мужа ей удалось уйти, то провести точно такой же трюк на сцене было невозможно: Лавровский и Семеняка продолжали танцевать вместе! В какой-то момент танцовщица поняла, что у неё нет сил продолжать работать. Душевные раны никак не хотели заживать.
Тогда Уланова, личная судьба которой тоже сложилась не так удачно, как хотелось бы, сказала ей:
«У тебя есть балет, спасти тебя может только это».
Семеняка последовала совету мудрой наставницы: погрузилась в репетиции и выступления. Благо Григорович давал артистке одну гениальную роль за другой, и это помогло ей пережить болезненное расставание с супругом.
Карьера и ребёнок
Став знаменитостью, человек обрекает себя на постоянное пристальное внимание со стороны окружающих. Имидж селебрити олицетворяет счастливую и беззаботную личность. На самом деле забот и неприятностей у танцовщицы хватало. Бесконечные гастроли выматывали физически, а неудавшаяся личная жизнь Людмилы Семеняки съедала изнутри. Самой заветной мечтой балерины было реализовать себя не только на творческом поприще.
Как и всякой женщине, Людмиле Ивановне хотелось тихого семейного счастья с верным мужем и замечательными малышами. И если мужчины в жизни Семеняки случались время от времени, то детей почему-то не получалось. Балерина уже было смирилась с тем, что ей не дано быть матерью.
Однако в 1988 году на гастролях в Греции прима узнала о главном событии своей жизни: у нее скоро родится сын. Людмила Семеняка была на седьмом небе от счастья. Неважно, что малыш родится вне брака. Главное, он будет. Имя отца ребенка балерина скрывает и по сей день. Известно только, что мужчина поддерживает ее и сына и морально, и материально.
Родившегося малыша танцовщица в свидетельстве записала Иваном Семенякой. Сын Людмилы Семеняки очень похож на маму – такой же мягкий взгляд и милая улыбка. Вот только, проучившись некоторое время в хореографическом училище, Академии Натальи Нестеровой и актерско-режиссерском курсе Елены Цыплаковой, молодой человек наотрез отказался идти по стопам своей матери. Актерство и режиссура ему неинтересны. Сердце юноши принадлежит небу. Больше всего на свете Иван хочет летать.
Несмотря на робкие возражения Людмилы, молодой человек поступил в школу бортпроводников. Сегодня за его плечами – десятки полетов. С появлением сына личная жизнь Людмилы Семеняки изменилась. Двери ее дома радушно открыты перед всеми друзьями Ивана. Саму же балерину посещают лишь люди, близки ей по духу.
Среди них – и бывший муж танцовщицы Михаил Леонидович Лавровский, с которым Людмила сохранила дружеские отношения и даже позвала его стать крестным Вани, которого называет самым лучшим спектаклем в своей жизни.
Победы и награды
В разные годы Людмила Семеняка лично удостаивалась премий на конкурсах.
Первой победой стало третье место на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве. Юному лауреату было всего 17 лет.
Впоследствии в творческой судьбе актрисы были победы на Всесоюзных и Международных конкурсах артистов балета.
Людмила Ивановна стала обладательницей звания «Мэтр танца», получила премию «Хрустальная роза Донецка» и Evening Standart за выдающиеся заслуги на поприще хореографического искусства.
Награды имени Анны Павловой и Елены Смирновой также вошли в копилку достижений великой балерины.